Початкина Татьяна Петровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Звездочка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного дидактического пособия «Тактильные дощечки»

Необязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребенка, едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

Взрослые, зачастую излишне опекая детей, не разрешают ребенку трогать различные предметы, растения, даже животных, хотя ребенок в дошкольном возрасте должен «пропустить весь мир через себя, свои ощущения». Недостаточное развитие такой деятельности ребенка затормаживает его всестороннее развитие. Поэтому я нашла для себя, как мне кажется, удачный способ развития тактильных ощущений - «тактильные дощечки».

                             f00f3344371a1704806574d36.jpg

Привлекательность тактильных дощечек состоит в том, что изготовить их очень легко, а развитие психических процессов, речи у детей с их помощью практически не ограничено.

Чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.

Актуальность использования тактильных дощечек заключается в доступности и наглядности для детей, в эффективности развития речевых навыков. Данный материал активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует их к творчеству, развивает такие психические процессы, как память, внимание, мышление, мелкомоторные навыки.

Новизна развивающего материала заключается в том, что дощечки с поверхностью из разнообразных материалов дают возможность ребенку исследовать поверхность с помощью всей ладошки и пальчиков, и соотносить с определенным предметом, живым объектом, эмоциональным состоянием.

Эффективному достижению поставленных целей способствуют:

- принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическим материалом осуществляется в индивидуальном темпе, а сложность и вид заданий подбирался исходя из интересов и возможностей каждого ребенка). -- принцип наглядности также играет значительную роль в эффективности использования дидактического материала. Интересный и разнообразный по структуре и оформлению материал помогает детям легче и быстрее усваивать программный материал. А в условиях игровой ситуации – закреплять.

При построении образовательного процесса использую интегрированный подход, т.к. в ходе таких занятий на одном познавательном содержании можно решить несколько речевых задач (активизировать и обогатить словарный запас детей, упражнять их в использовании правил речевого этикета, развивать творческое мышление…)

Данное пособие также может служить хорошим дополнением к современным детским играм, так как даёт благодатную пищу для получения ребёнком не только тактильного опыта и познания окружающего мира, но и активизирует речь ребенка.

Практическая значимость дидактического пособия в том, что оно помогает воспитанникам самостоятельно исследовать, изучать материал, дополняет набор используемых дидактических игр и пособий в образовательном процессе. «Тактильные дощечки» предназначены для усвоения и закрепления пройденного материала. Начинать его использовать можно с детьми раннего возраста и продолжать на протяжение всего срока обучения.                                                                  

На первом этапе необходимо познакомить детей с пособием, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества, научить группировать «Тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

Видеофрагмент "Знакомство с дощечками и обучение приемам обследования (младшая группа)

На втором этапе учимся соотносить поверхности дощечек с определенными предметами, животным, эмоциональным состоянием. Так же можно учить раскладывать дощечки по сюжету.

Видеофрагмент "Формирование умения соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, живым объектом, эмоциональным состоянием" (старшая группа)

На третьем этапе учим детей составлять рассказы с опорой на «Тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию через разные виды творческих заданий:

1. Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа, ребенок выкладывает друг за другие дощечки).

2. Составление «неподвижных» рассказов (дощечки не передвигаются).

3. Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

4. Воспроизведение рассказа по уже выложенным дощечкам.

5. Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

Видеофрагмент "Составление рассказа и знакомство с образом буквы" (подготовительная к школе группа)

Активно используя тактильные дощечки в совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, работая в тесной взаимосвязи с родителями, у моих воспитанников наблюдается значительное улучшение внимания, памяти, мышления и мелкомоторных навыков, повышается познавательная и творческая активность. Работа с коллекцией «тактильных дощечек» - это непрерывный творческий процесс, который несёт в себе огромный потенциал для активизации речи наших детей, которые в свою очередь являются активными участниками в её создании.

 

9 января 2024 в 16:16

Прикреплённые файлы:

Документ: МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного дидактического пособия «Тактильные дощечки»

Описание файла:

Файл называется: prezentacijapednahodka_kf5hr.pptx

Это официальный файл организации «Початкина Татьяна Петровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Звездочка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края», в нём содержится МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного дидактического пособия «Тактильные дощечки».

Размер файла: 1,29 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.